Олигопольные эксперименты


Олигопольные эксперименты

Олигопольные эксперименты [oligopolistic experiments] — машинные или человеко-машинные эксперименты, воспроизводящие ситуацию олигополии; проводятся в исследовательских и дидактических целях. Строятся в форме деловой игры, в которой участники принимают для каждого периода (такта игры) решения о характеристиках «выпускаемых» ими товаров, объемах производства, затратах на рекламу, о ценах и инвестициях. Результаты решений с помощью компьютера представляются в виде планов, балансов доходов и убытков, обзоров состояния рынка и других расчетов. Полученная информация служит для принятия решений в последующих периодах и т.д. Множество испытаний (проигрываний) позволяет анализировать мотивы и эффективность экономического поведения участников игры. О.э. дают возможность верифицировать экономические теории и гипотезы, касающиеся, например, инвестиционной или торговой политики фирм.

Для иллюстрации остановимся на одном простейшем О.э. Имеются три «фирмы» поставщика однородного товара  и множество потребителей. Формулируется модель эксперимента, в которой цена товара выступает как функция объема предложения

P = 20 — (X1 + X2 + X3),

где P — цена, X1 + X2 + X3 — соответственно, сумма предложений трех фирм; 20 — некоторый заданный параметр. Для упрощения принимается, что фирмы не имеют издержек. Тогда прибыль
Gi = ∑ pxi, i = 1, 2, 3.

Задача каждой фирмы состоит в максимизации целевой функции Gi ® max. Фирму  представляет группа студентов, принимающих решения об объеме «продаж». Решения принимаются каждой группой независимо от других, обмен информацией (или, проще, сговор между фирмами) исключен.

Далее проигрывается серия испытаний, результаты которых фиксируются в таблице.

 

Олигопольные эксперименты

ОЛИГОПОЛЬНЫЕ ЭКСПЕРИМЕНТЫ [oligopolistic experiments] — машинные или человеко-машинные экономические эксперименты, воспроизводящие ситуацию олигополии; проводятся в исследовательских и дидактических целях. Строятся в форме деловой игры, в которой участники принимают для каждого периода (такта игры) решения о характеристиках “выпускаемых” ими “товаров”, объемах производства, “затратах” на рекламу, о “ценах” и “инвестициях”. Результаты решений с помощью ЭВМ представляются в виде планов, балансов доходов и убытков, обзоров состояния рынка и других расчетов. Полученная информация служит для принятия решений в последующих периодах и т. д. Множество испытаний (проигрываний) позволяет анализировать мотивы и эффективность экономического поведения участников игры. О. э. дают возможность верифицировать экономические теории и гипотезы, касающиеся, напр., инвестиционной или торговой политики фирм.

Для иллюстрации остановимся на одном простейшем О. э. Имеются три “фирмы” поставщика однородного товара и множество потребителей. Формулируется модель эксперимента, в которой цена товара выступает как функция объема предложения

P = 20 – (X1 + X2 + X3),

где P — цена; X1 + X2 + X3 — соответственно сумма предложений трех фирм; 20 — некоторый заданный параметр. Для упрощения принимается, что фирмы не имеют издержек. Тогда прибыль Gi = Рxi, i = 1, 2, 3.

Задача каждой фирмы состоит в максимизации целевой функции (Gi → max). Фирму представляет группа студентов, принимающих решения об объеме “продаж”. Решения принимаются каждой группой независимо от других, обмен информацией (или, проще, сговор между фирмами) исключен.

Далее проигрывается серия испытаний, результаты которых фиксируются в таблице:

Номер
трехчлена

x1

x2

x3

xi

P

G1

G2

G3

1

5

5

10

20

0

0

0

0

2

5

5

8

18

2

10

10

16

3

3

3

3

9

11

33

33

33

4

3

3

7

13

7

21

21

49

Отсюда видно, что, например, в первом испытании третья фирма «выбросила на рынок» 10 единиц товара, а на деле свела прибыли всех фирм к нулю (в том числе и свою собственную). А вот в четвертом испытании та же фирма получила высокую прибыль…

Таблица позволяет судить о качестве решений участников эксперимента, регистрация пояснений о причинах принятия тех или иных решений — анализировать мотивы их «экономического поведения».

Разумеется это лишь крайне упрощенный пример. О.э.  усложняются введением показателей издержек и производственных мощностей для каждой фирмы,  вводятся параметры инвестиций (тогда производственные мощности могут изменяться в определенных пределах). Строятся модели рынков, включающие не только поставщиков, но и потребителей и т.д. В ряде случаев на основании наблюдений в ходе эксперимента строится математическая модель, которая затем проигрывается на компьютере. Такое соединение натурного и имитационного эксперимента позволяет углублять анализ явлений, проверять выводы и гипотезы.


Экономико-математический словарь: Словарь современной экономической науки. — М.: Дело. . 2003.

Смотреть что такое "Олигопольные эксперименты" в других словарях:

  • олигопольные эксперименты — Машинные или человеко машинные эксперименты, воспроизводящие ситуацию олигополии; проводятся в исследовательских и дидактических целях. Строятся в форме деловой игры, в которой участники принимают для каждого периода (такта игры) решения о… …   Справочник технического переводчика

  • Экономический эксперимент — [economic experiment] научно поставленный опыт: активное вмешательство в ход экономического процесса (протекающего в искусственно созданной или естественной, но контролируемой обстановке) и наблюдение за результатами, включая их измерение, с… …   Экономико-математический словарь

  • Экспериментальная экономика — [experimental economics] реализация экспериментального подхода к изучению экономических (социально экономических) процессов. Как научная дисциплина Э.э. еще не вполне оформилась. Ясно лишь, что это наука, которая: а) изучает экономические явления …   Экономико-математический словарь

  • экономический эксперимент — Научно поставленный опыт: активное вмешательство в ход экономического процесса (протекающего в искусственно созданной или естественной, но контролируемой обстановке) и наблюдение за результатами, включая их измерение, с целью проверки научных… …   Справочник технического переводчика

  • экспериментальная экономика — Реализация экспериментального подхода к изучению экономических (социально экономических) процессов. Как научная дисциплина Э.э. еще не вполне оформилась. Ясно лишь, что это наука, которая: а) изучает экономические явления и процессы посредством… …   Справочник технического переводчика

  • Деловые игры — [business games, gaming] (то же: хозяйственные, иногда экономические игры) метод имитации принятия управленческих решений в различных производственных ситуациях путем игры по заданным правилам группы людей или человека и ЭВМ. Участник игры… …   Экономико-математический словарь

  • Конкуренция — [competition] — определяющий признак рынка, который обобщенно так и называется конкурентным рынком (хотя в принципе рынки могут быть и неконкурентными) .   Это ситуация, когда участники рынка стремятся к своим целям (прежде всего  продать… …   Экономико-математический словарь

  • Машинная имитация — Машинная имитация, или имитация на компьютере [simulation] экспериментальный метод изучения экономики с помощью электронной вычислительной техники. (В литературе часто в том же смысле применяется термин «имитационное моделирование«,… …   Экономико-математический словарь

  • О — Обеспечение кредита (Security for credit, loan security, collateral) Обеспеченность производства запасами (number of days’, weeks’ stock) Обесценение активов (impairment of assets) …   Экономико-математический словарь

  • Олигополия — [oligopoly] ситуация на рынке (структура рынка), когда действует небольшое количество продавцов продукции (фирм). Особенность ее в том, что здесь каждая из конкурирующих фирм способна влиять на цену продукции, предлагаемой остальными фирмами, а… …   Экономико-математический словарь


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

We are using cookies for the best presentation of our site. Continuing to use this site, you agree with this.